Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? или чей?
По образованию прилагательные бывают простые и производные:
Простые прилагательные — это прилагательные, которые не имеют аффиксов и могут быть одновременно и существительными:
таш — камень, каменный
ағаш — дерево, деревянный
қара — черный, чернота
тебир — железо, железный
қарышқы — темнота, темный
Производные прилагательные образуются от имен существительных или глаголов:
ырыс «счастье» — ырыстығ «счастливый»
қар «снег» — қарлығ «снежный»
шыда «терпеть» — шыдачы «выносливый»
уқ «слушать» — уғачы «послушный»
По значению выделяют три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
1. Качественные прилагательные:
— по величине
улуғ «большой», кичиғ «маленький»
— по возрасту
оғлан, чаш «молодой», карығ «старый»
— по весу
ныӊнақ «легкий», аар «тяжелый»
— по длине
қысқа «короткий», узун «длинный»
— по цвету
ақ «белый», кӧк «голубой», «синий», чажыл «зеленый», қызыл «красный», қара «черный», сарығ «желтый», кӱрен «коричневый», қыр «серый», шара «оранжевый»
— по внутренним качествам
керсе, сағыштығ «умный», алығ «глупый», чақшы «добрый», «хороший», чабал «злой», «плохой»
2. Относительные прилагательные обозначают:
— материал, из которого сделан предмет
ағаш эм «деревянный дом», алтын чӱстӱк «золотое кольцо»
— по времени его существования
қышқы иир «зимний вечер», часқы кӱн «весенний день» и т. п.
3. Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности к какому-нибудь человеку или животному и отвечают на вопрос чей? чья? чье? чьи?
пӧрӱнийи паш «волчья голова», кижинийи қарақ «человечий глаз», иченийи эм «материнский дом»
Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных.
Прилагательные, показывая признаки предмета, делают нашу речь более точной и образной.
При спряжении глаголов настоящего времени присоединяются личные аффиксы:
— в ед.числе в 1-ом лице — м, во 2-ом лице — ӊ,
— во множ. числе в 1-ом лице — быс, во 2-ом — зар, в 3-ем — лар.
мен «я» — м | пис «мы» — быс |
сен «ты» — ӊ | силер «вы» — зар |
ол «он, она» — | ылар «они» — лар |
Ед.число | Мн.число |
мен парчам(пар-ча–м) — я иду | пис парчабыс (пар-ча-быс) — мы идем |
сен парчаӊ (пар-ча-ӊ) — ты идешь | силер парчазар (пар-ча-зар) — вы идете |
ол парча(пар-ча) — он идет | ылар парчалар (пар-ча-лар) — они идут |
Мен сарнапчам «я пою», келчам «прихожу», чооқтапчам «говорю, рассказываю», қыырчам «читаю», иштепчам «работаю», кӧрчам «смотрю», ойнапчам «играю», кӧӧленчам «люблю».
Сен сарнапчаң «ты поешь», келчаң «приходишь», чооқтапчаң «говоришь», қыырчаң «читаешь», иштепчаң «работаешь», кӧрчаң «смотришь», ойнапчаң «играешь», кӧӧленчаң «любишь».
Ол сарнапча «он поет», келча «приходит», чооқтапча «говорит», қыырча «читает», иштепча «работает», кӧрча «смотрит», ойнапча «играет», кӧӧленча «любит».
Пис сарнапчабыс «мы поем», келчабыс «приходим», чооқтапчабыс «говорим», қыырчабыс «читаем», иштепчабыс «работаем», кӧрчабыс «смотрим», ойнапчабыс «играем», кӧӧленчабыс «любим».
Силер сарнапчазар «вы поете», келчазар «приходите», чооқтапчазар «говорите», қыырчазар «читаете», иштепчазар «работаете», кӧрчазар «смотрите», ойнапчазар «играете», кӧӧленчазар «любите».
Ылар сарнапчалар «они поют», келчалар «приходят», чооқтапчалар «говорят», қыырчалар «читают», иштепчалар «работают», кӧрчалар «смотрят», ойнапчалар «играют», кӧӧленчалар «любят».
Для обозначения предметов существуют специальные слова — имена существительные, для обозначения признаков предметов — имена прилагательные, для обозначения действий — глаголы. Действия тоже имеют признаки, например: парча қапчығай «идет быстро», парча ам «идет сейчас», мағат чақшы эм «очень красивый дом». Наречие — это часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени? Наречия — неизменяемые слова.
пере «сюда», эбире «кругом», кедере «в сторону», кӧзинче «на глазах, гласно», тӧбере «вниз», эртен «рано», таӊда «завтра», айбын «поздно», кече «вчера», кенетки «вдруг», сыраӊай «вмиг, сразу», тыӊ «очень», ээде «так», маттап «очень», ақтап «совсем», қатнап «еще раз, снова, опять», қоштаа «рядом».
Предложения: Пис школға қапчығай парчабыс. Мы «быстро идем в школу». Оол айбын эмге келген. «Парень поздно пришел домой». Мен кӧрчам, — мағат чақшы эм турча. «Я смотрю, — очень красивый дом стоит». Ол қоштаа одурча. «Она рядом сидит».
чайғы лето | улуғ большой | комус муз. инструмент | ӱш три |
кӱскӱ осень | узун длинный | қай горловое пение | тӧрт четыре |
қышқы зима | кичиғ маленький | қайчы сказитель | пеш пять |
часқы весна | таӊ заря | сӧс слово | тура город |
чылығ теплый | қаш берег | қызыл красный | ийгеле вдвоем |
сооқ холодный | чыш густой лес | сарығ желтый | ааӊ его, ее |
бабушка 1) по матери нанек, 2) по отцу ӱӱче | кӱрен коричневый | эдоқ также |
1. Проспрягайте глаголы ал- , пер- , сана- и тур- в настоящем времени. Составьте предложения с этими глаголами. Составьте предложения с прилагательными.
2. Прочитайте и переведите текст.
Мееӊ адым Надя. Мееӊ тӧлӱм Кирсанова. Маға он пеш чаш. Мен чатчам турада. Мен школда ӱргенчам. Мееӊ абам школда иштепча. Ол ӱргедегчи. Мееӊ ичем эдоқ школда иштепча. Ол секретарь. Мееӊ қыс қарындашқа он чаш. Ааӊ ады Таня. Мееӊ нанек аалда чатча. Мен чайғыда нанекте чатчам. Ол суғ қажында чатча.
3. Напишите небольшой рассказ о себе.
При подготовке урока использовалась литература: