Урок 4. Уроки от Л. И. Чульжановой

Теория

Закон сингармонизма или созвучия

В тюркских языках существует гармония гласных: если в первом слоге основы твердый гласный (а, о, у, ы), то в следующих слогах будут тоже твердые. Если первый слог с мягким гласным (е, и, ӧ, ӱ, э), то в следующих слогах — мягкие гласные.

қазыӊ, аба, иче, тӧлӱм, кебе, сарын, тииӊ.

Личные местоимения

Личные местоимения указывают на лица (1-ое, 2-ое, 3-е), которые участвуют в речи.

Единственное число Множественное число
1) мен «я» 1) пис «мы»
2) сен «ты» 2) силер «вы»
3) ол «он», «она» 3) ылар «они»

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения указывают на признак предмета по его принадлежности и отвечают на вопрос чей?

Единственное число Множественное число
1) мееӊ «мой» 1) пистиӊ «наш»
2) сееӊ «твой» 2) силердиӊ «ваш»
3) ааӊ «его», «ее» 3) ылардыӊ, лардыӊ «их»

Аффиксы принадлежности

Существительные с аффиксами принадлежности часто употребляются вместе или вместо притяжательных местоимений.

Единственное число Множественное число
1) -м / -ым / -им 1) -быс / -бис, -ыбыс / -ибис
2) -ӊ /-ыӊ / -иӊ 2) -ларыӊ / -лериӊ, -тарыӊ /-териӊ, -нарыӊ /- нериӊ
3) -ы /-и (с основой на согласную) -зы / -зи (с основой на гласную) 3) -лары / -лери, -тары /-тери, -нары /-нери

Примеры:

Единственное число Множественное число
1) абам «мой отец» ичем «моя мать» 1) абабыс «наш отец» ичебис «наша мать»
2) абаӊ «твой отец» ичеӊ «твоя мать» 2) абаларыӊ «ваш отец», «ваши отцы» ичелериӊ «ваша мать», «ваши матери»
3) абазы «его отец» ичези «его мать» 3) абалары «их отец», «их отцы» ичелери «их мать», «их матери»

Притяжательная форма существительного может как сопровождаться притяжательным местоимением, так и употребляться самостоятельно:

мееӊ ичем — ичем, сееӊ абаӊ — абаӊ

Предложения: Мееӊ абам чақшы аӊчы. Мой отец — хороший охотник. Ичем чақшы кижи. Моя мать — хороший человек.

Склонение существительных

В шорском языке 7 падежей:

Название падежей:

  1. основной (кто? что? — аффиксов не имеет)
  2. притяжательно-родительный (чей? — выражает отношения принадлежности)
  3. винительный (кого? что? — является формой прямого дополнения)
  4. направительно-дательный (к кому? к чему? куда? — указывает направление действия)
  5. местно-временной (у кого? где? — указывает место и время действия)
  6. исходный (от кого? от чего? откуда? — указывает отправной пункт, откуда начинается движение)
  7. совместно-орудный (с кем? с чем? кем? чем? — указывает на совместное нахождение, совместное действие предметов, на орудие совершаемого действия).

Ниже приводится таблица аффиксов падежей, которые зависят от окончания основы слова:

— на гласные;

— на согласные л, р, й, ғ;

— согласные м, н, ӊ;

— на глухие согласные (п, т, к, қ, с, ч, ш).

Например, в притяжательно-родительном падеже «чей?» будет:

абаныӊ «отца», ичениӊ «матери», оолдыӊ «парня», қазыӊныӊ «березы», тииӊниӊ «белки», ағаштыӊ «дерева»

Падежи Основы на гласные Основы на л, р, й, г Основы на м, н,ӊ Основы на глухие согласные
1. осн.        
2. прит. ‑ныӊ, ‑ниӊ ‑дыӊ, ‑диӊ ‑ныӊ, ‑ниӊ ‑тыӊ, ‑тиӊ
3. вин. ‑ны, ‑ни ‑ды, ‑ди ‑ны, ‑ни ‑ты, ‑ти
4. напр. ‑ға, ‑ге/а-е/ ‑ға, ‑ге/а-е/ ‑ға, ‑ге/а-е/ ‑қа, ‑ке
5. мест. ‑да, ‑де ‑да, ‑де ‑да, ‑де ‑та, ‑те
6. исх. ‑даӊ, ‑деӊ ‑даӊ, ‑деӊ ‑наӊ, ‑неӊ, ‑таӊ, ‑теӊ
7. совм. ‑ба, ‑бе ‑ба, ‑бе ‑ма, ‑ме ‑па, ‑пе

При склонении существительных во множественном числе слово состоит из двух аффиксов — аффикса множественного числа и аффикса падежа. Существительные во множественном числе склоняются как слова, оканчивающиеся на -р.

аба‑лар‑ға — абаларға «отцам», иче‑лер‑ге — ичелерге «матерям», қыс‑тар‑ға — қыстарға «девушкам», ағаш‑тар‑да — ағаштарда «на деревьях», қазыӊ‑нар‑да — казыӊнарда «на березах», кебелерде «в лодках», сӧстерде «в словах», аӊнарда «в зверях», эмнерде «домах», кижилерде «в людях», суғларда «в реках».

Примеры:

Падежи Ағаш — дерево Ағаштар — деревья
1. Основной. Что? ағаш — дерево ағаштар — деревья
2. Притяжательно-родит. Чей? ағаштыӊ — дерева ағаштардыӊ — деревьев
3. Винительный. Что? ағашты — дерево ағаштарды — деревья
4. Направит. -дат. К чему? ағашқа — (к) дереву ағаштарға — деревьям
5. Местно-временной. Где? ағашта — (на)дереве ағаштарда — деревьях
6. Исходный. Откуда? ағаштаӊ — (от)дерева ағаштардаӊ — деревьев
7. Совместно-орудный. Чем? ағашпа — деревом ағаштарба

 

  Қыс — девушка Қыстар — девушки Аба — отец Абалар — отцы
1. Осн. қыс қыстар аба абалар
2. Прит. қыстыӊ қыстардыӊ абаныӊ абалардыӊ
3. Вин. қысты қыстарды абаны абаларды
4. Напр. қыска қыстарға абаға абаларға
5. Мест. қыста қыстарда абада абаларда
6. Исх. қыстаӊ қыстардаӊ абадаӊ абалардаӊ
7. Совм. қыспа қыстарба абаба абаларба

 

  Иче — мать Ичелер — матери Тағ — гора Тағлар — горы
1. Осн. иче ичелер тағ тағлар
2. Прит. ичениӊ ичелердиӊ тағдыӊ тағлардыӊ
3. Вин. ичени ичелерди тағды тағларды
4. Напр. ичеге ичелерге тағға тағларға
5. Мест. ичеде ичелерде тағда тағларда
6. Исх. ичедеӊ ичелердеӊ тағдаӊ тағлардаӊ
7. Совм. ичебе ичелербе тағба тағларба

 

  Кебе — лодка Кебелер — лодки Аӊ — зверь Аӊнар — звери
1. Осн. кебе кебелер аӊ аӊнар
2. Прит. кебениӊ кебелердиӊ аӊныӊ аӊнардыӊ
3. Вин. кебени кебелерди аӊды аӊнарды
4. Напр. кебеге кебелерге аӊға аӊнарға
5. Мест. кебеде кебелерде аӊда аӊнарда
6. Исх. кебедеӊ кебелердеӊ аӊдаӊ аӊнардаӊ
7. Совм. кебебе кебелербе аӊба аӊнарба

Предложения: Мен ағаштыӊ (ағаштардыӊ) пӱрлери алчам. «Я беру листья дерева (деревьев)». Ол ағашқа (ағаштарға) парча. «Он идет к дереву (к деревьям)». Қуштар ағашта (ағаштарда) одурчалар. «Птицы на дереве (деревьях) сидят». Қыс ичени уқча. «Девушка слушает мать». Қыс ичебе турча. «Девушка стоит с матерью». Кебеде кижи одурча. «В лодке человек сидит».

Глагол

Глаголы обозначают действие и отвечают на вопросы ноо иштерге?( что делать?), ноо иштепсаларға? (что сделать?), ноо полча? (что происходит?)

Глаголы имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Глагол в 3 лице единственного числа настоящего времени образуется путем присоединения аффиксов:

‑ча, если основа оканчивается на согласный звук;

‑пча, если основа оканчивается на гласный звук;

тур‑ча — турча «стоит», пар‑ча — парча «идет», иште‑пча — иштепча «работает», уӊна‑пча — уӊнапча «знает»

‑чаттыр:

парчаттыр «оказывается идет», турчаттыр «оказывается стоит», уӊнапчаттыр «оказывается знает»

 

Слова для запоминания

айт- говорить кӧр- смотреть ӱргӱн- радоваться сана- хотеть
чет- достигать уқ- слышать иште- работать сана- считать
ал- брать уӊна- знать чии- кушать сал- класть
пер- дать ӱрген- учиться иш- пить чӱгӱр- бежать
узу- спать кӧлен- любить тур- стоять учуқ- летать
пар- 1) идти, уходить (от говорящего); ехать, уезжать. 2) есть (имеется)

 

Практика

1. Просклоняйте существительные сарын и қарға в единственном и множественном числах.

2. Проспрягайте глаголы айт- , чет- , ал- пер- , узу- , санна- в 3-ем лице единственного числа настоящего времени.

3. Составьте простые предложения с этими словами.

Рекомендация: надо постоянно выполнять упражнения по склонению существительных и спряжению глаголов, чтобы потом было легко составлять предложения.

 

Литература

При подготовке урока использовалась литература:

  1. Э. Ф. Чиспияков «Учебник шорского языка», 1992 г.
  2. М. П. Амзоров «Грамматика шорского языка», 1992 г.
  3. М. П. Амзоров, И. В. Шенцова «Русско-шорский разговорник», 1992 г.
  4. Н. Н. Курпешко-Таннагашева, Ф. Я. Апонькин «Шорско-русский и русско-шорский словарь», 1993 г.

Добавить комментарий

Поделиться