Урок 3. Уроки от Л. И. Чульжановой

Теория

Имя существительное

Имена существительные обозначают предметы и отвечают на вопросы кем? «кто?» и ноо? «что?». Существительные, обозначающие понятие «человек», например, парень, учитель, Лена (имя), отвечают на вопрос кем? «кто?», остальные существительные, в том числе и одушевленные, отвечают на вопрос ноо? «что?»

Примеры:

По кем парча? — Лена. Это кто идет? — Лена.
По кем шықча? — Оол. Это кто выходит? — Парень.
По ноо? — Қуш. Это что? — Птица.

Имена существительные склоняются, то есть изменяются по падежам в единственном и множественном числах. Родов в шорском языке нет.

Множественное число существительных образуется с помощью аффиксов -лар, -нар, -тар, которые присоединяются к словам с твердыми гласными (а, у, ы, о) и аффиксов -лер, -нер, -тер, которые присоединяются к словам с мягкими гласными (е, и, ӧ, ӱ, э).

Абалар — отцы, қуштар — птицы, ичелер — матери, ооллар — парни, сарыннар — песни, қыстар — девушки, тағлар — горы, суғлар — реки, эмнер — дома, кебелер — лодки.

Фонетика

1). Звук «л»  в зависимости от окружающих его звуков имеет  два варианта произношения:

— более задний звук (с твердыми гласными) — твердый

аал «деревня», пала «ребенок», оол «парень»

— более передний звук (с мягкими гласными) — мягкий

кӧл «озеро», пел «таймень», кӱл «зола», «пепел»

2) гласные «ы» и «и» в некоторых словах произносятся очень кратко, то есть редуцируются:

силер «вы», эбире «кругом», пылар «эти», ылар «они», пылан «лось»

3) звук «ғ» может выпадать из аффикса -ға в существительных в направительно-дательном падеже, если основа слова оканчивается на (ғ, ӊ, а, е, ӱ), а также с аффиксом принадлежности 1 лица ед. числа, 2 и 3 л. ед. и мн. числа и принимать стяженную форму :

суғ — суғға (-суға) «к реке», тағ — тағға (-таға) «к горе», аба — абаға (-абаа) «отцу», турамға — турама «моему городу», тураӊға — тураӊа «твоему городу», тураларыӊға — тураларыӊа «вашим городам», туразынға — туразына «его городу», тураларынға — тураларына «их городам»

 

Слова для запоминания

ол он (она) мееӊ мой кебе лодка торчуқ соловей
пис мы сееӊ твой эм дом қарға ворона
силер вы тур- стоять қазыӊ береза тииӊ белка
ылар они чӧр- ходить ағаш дерево ат- имя, лошадь
қозан заяц адым мое имя тӧл фамилия, семья, род, потомок саға тебе
он десять чат- жить, лежать қайда где аары пчела
қанче сколько чаш год, возраст, молодость иш работа иир вечер

 

Практика

Прочитайте несколько раз вслух и выучите предложения.

Сееӊ адыӊ кем? «Тебя как зовут?»

Мееӊ адым Оля. «Меня зовут Оля».

Сееӊ тӧлӱӊ кем? «Как твоя фамилия?»

Мееӊ тӧлӱм Кискорова. «Моя фамилия Кискорова».

Саға қанче чаш? «Тебе сколько лет?»

Маға он ийги чаш. «Мне двенадцать лет».

Сен қайда чатчаӊ? «Ты где живешь?»

Мен чатчам Томазақта. «Я живу в Мысках».

Добавить комментарий

Поделиться