В тюркских языках существует гармония гласных: если в первом слоге основы твердый гласный (а, о, у, ы), то в следующих слогах будут тоже твердые. Если первый слог с мягким гласным (е, и, ӧ, ӱ, э), то в следующих слогах — мягкие гласные.
қазыӊ, аба, иче, тӧлӱм, кебе, сарын, тииӊ.
Личные местоимения указывают на лица (1-ое, 2-ое, 3-е), которые участвуют в речи.
Единственное число | Множественное число |
1) мен «я» | 1) пис «мы» |
2) сен «ты» | 2) силер «вы» |
3) ол «он», «она» | 3) ылар «они» |
Притяжательные местоимения указывают на признак предмета по его принадлежности и отвечают на вопрос чей?
Единственное число | Множественное число |
1) мееӊ «мой» | 1) пистиӊ «наш» |
2) сееӊ «твой» | 2) силердиӊ «ваш» |
3) ааӊ «его», «ее» | 3) ылардыӊ, лардыӊ «их» |
Существительные с аффиксами принадлежности часто употребляются вместе или вместо притяжательных местоимений.
Единственное число | Множественное число |
1) -м / -ым / -им | 1) -быс / -бис, -ыбыс / -ибис |
2) -ӊ /-ыӊ / -иӊ | 2) -ларыӊ / -лериӊ, -тарыӊ /-териӊ, -нарыӊ /- нериӊ |
3) -ы /-и (с основой на согласную) -зы / -зи (с основой на гласную) | 3) -лары / -лери, -тары /-тери, -нары /-нери |
Примеры:
Единственное число | Множественное число | ||
1) абам «мой отец» | ичем «моя мать» | 1) абабыс «наш отец» | ичебис «наша мать» |
2) абаӊ «твой отец» | ичеӊ «твоя мать» | 2) абаларыӊ «ваш отец», «ваши отцы» | ичелериӊ «ваша мать», «ваши матери» |
3) абазы «его отец» | ичези «его мать» | 3) абалары «их отец», «их отцы» | ичелери «их мать», «их матери» |
Притяжательная форма существительного может как сопровождаться притяжательным местоимением, так и употребляться самостоятельно:
мееӊ ичем — ичем, сееӊ абаӊ — абаӊ
Предложения: Мееӊ абам чақшы аӊчы. Мой отец — хороший охотник. Ичем чақшы кижи. Моя мать — хороший человек.
В шорском языке 7 падежей:
Название падежей:
Ниже приводится таблица аффиксов падежей, которые зависят от окончания основы слова:
— на гласные;
— на согласные л, р, й, ғ;
— согласные м, н, ӊ;
— на глухие согласные (п, т, к, қ, с, ч, ш).
Например, в притяжательно-родительном падеже «чей?» будет:
абаныӊ «отца», ичениӊ «матери», оолдыӊ «парня», қазыӊныӊ «березы», тииӊниӊ «белки», ағаштыӊ «дерева»
Падежи | Основы на гласные | Основы на л, р, й, г | Основы на м, н,ӊ | Основы на глухие согласные |
1. осн. | ||||
2. прит. | ‑ныӊ, ‑ниӊ | ‑дыӊ, ‑диӊ | ‑ныӊ, ‑ниӊ | ‑тыӊ, ‑тиӊ |
3. вин. | ‑ны, ‑ни | ‑ды, ‑ди | ‑ны, ‑ни | ‑ты, ‑ти |
4. напр. | ‑ға, ‑ге/а-е/ | ‑ға, ‑ге/а-е/ | ‑ға, ‑ге/а-е/ | ‑қа, ‑ке |
5. мест. | ‑да, ‑де | ‑да, ‑де | ‑да, ‑де | ‑та, ‑те |
6. исх. | ‑даӊ, ‑деӊ | ‑даӊ, ‑деӊ | ‑наӊ, ‑неӊ, | ‑таӊ, ‑теӊ |
7. совм. | ‑ба, ‑бе | ‑ба, ‑бе | ‑ма, ‑ме | ‑па, ‑пе |
При склонении существительных во множественном числе слово состоит из двух аффиксов — аффикса множественного числа и аффикса падежа. Существительные во множественном числе склоняются как слова, оканчивающиеся на -р.
аба‑лар‑ға — абаларға «отцам», иче‑лер‑ге — ичелерге «матерям», қыс‑тар‑ға — қыстарға «девушкам», ағаш‑тар‑да — ағаштарда «на деревьях», қазыӊ‑нар‑да — казыӊнарда «на березах», кебелерде «в лодках», сӧстерде «в словах», аӊнарда «в зверях», эмнерде «домах», кижилерде «в людях», суғларда «в реках».
Примеры:
Падежи | Ағаш — дерево | Ағаштар — деревья |
1. Основной. Что? | ағаш — дерево | ағаштар — деревья |
2. Притяжательно-родит. Чей? | ағаштыӊ — дерева | ағаштардыӊ — деревьев |
3. Винительный. Что? | ағашты — дерево | ағаштарды — деревья |
4. Направит. -дат. К чему? | ағашқа — (к) дереву | ағаштарға — деревьям |
5. Местно-временной. Где? | ағашта — (на)дереве | ағаштарда — деревьях |
6. Исходный. Откуда? | ағаштаӊ — (от)дерева | ағаштардаӊ — деревьев |
7. Совместно-орудный. Чем? | ағашпа — деревом | ағаштарба |
Қыс — девушка | Қыстар — девушки | Аба — отец | Абалар — отцы | |
1. Осн. | қыс | қыстар | аба | абалар |
2. Прит. | қыстыӊ | қыстардыӊ | абаныӊ | абалардыӊ |
3. Вин. | қысты | қыстарды | абаны | абаларды |
4. Напр. | қыска | қыстарға | абаға | абаларға |
5. Мест. | қыста | қыстарда | абада | абаларда |
6. Исх. | қыстаӊ | қыстардаӊ | абадаӊ | абалардаӊ |
7. Совм. | қыспа | қыстарба | абаба | абаларба |
Иче — мать | Ичелер — матери | Тағ — гора | Тағлар — горы | |
1. Осн. | иче | ичелер | тағ | тағлар |
2. Прит. | ичениӊ | ичелердиӊ | тағдыӊ | тағлардыӊ |
3. Вин. | ичени | ичелерди | тағды | тағларды |
4. Напр. | ичеге | ичелерге | тағға | тағларға |
5. Мест. | ичеде | ичелерде | тағда | тағларда |
6. Исх. | ичедеӊ | ичелердеӊ | тағдаӊ | тағлардаӊ |
7. Совм. | ичебе | ичелербе | тағба | тағларба |
Кебе — лодка | Кебелер — лодки | Аӊ — зверь | Аӊнар — звери | |
1. Осн. | кебе | кебелер | аӊ | аӊнар |
2. Прит. | кебениӊ | кебелердиӊ | аӊныӊ | аӊнардыӊ |
3. Вин. | кебени | кебелерди | аӊды | аӊнарды |
4. Напр. | кебеге | кебелерге | аӊға | аӊнарға |
5. Мест. | кебеде | кебелерде | аӊда | аӊнарда |
6. Исх. | кебедеӊ | кебелердеӊ | аӊдаӊ | аӊнардаӊ |
7. Совм. | кебебе | кебелербе | аӊба | аӊнарба |
Предложения: Мен ағаштыӊ (ағаштардыӊ) пӱрлери алчам. «Я беру листья дерева (деревьев)». Ол ағашқа (ағаштарға) парча. «Он идет к дереву (к деревьям)». Қуштар ағашта (ағаштарда) одурчалар. «Птицы на дереве (деревьях) сидят». Қыс ичени уқча. «Девушка слушает мать». Қыс ичебе турча. «Девушка стоит с матерью». Кебеде кижи одурча. «В лодке человек сидит».
Глаголы обозначают действие и отвечают на вопросы ноо иштерге?( что делать?), ноо иштепсаларға? (что сделать?), ноо полча? (что происходит?)
Глаголы имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее.
Глагол в 3 лице единственного числа настоящего времени образуется путем присоединения аффиксов:
‑ча, если основа оканчивается на согласный звук;
‑пча, если основа оканчивается на гласный звук;
тур‑ча — турча «стоит», пар‑ча — парча «идет», иште‑пча — иштепча «работает», уӊна‑пча — уӊнапча «знает»
‑чаттыр:
парчаттыр «оказывается идет», турчаттыр «оказывается стоит», уӊнапчаттыр «оказывается знает»
айт- говорить | кӧр- смотреть | ӱргӱн- радоваться | сана- хотеть |
чет- достигать | уқ- слышать | иште- работать | сана- считать |
ал- брать | уӊна- знать | чии- кушать | сал- класть |
пер- дать | ӱрген- учиться | иш- пить | чӱгӱр- бежать |
узу- спать | кӧлен- любить | тур- стоять | учуқ- летать |
пар- 1) идти, уходить (от говорящего); ехать, уезжать. 2) есть (имеется) |
1. Просклоняйте существительные сарын и қарға в единственном и множественном числах.
2. Проспрягайте глаголы айт- , чет- , ал- , пер- , узу- , санна- в 3-ем лице единственного числа настоящего времени.
3. Составьте простые предложения с этими словами.
Рекомендация: надо постоянно выполнять упражнения по склонению существительных и спряжению глаголов, чтобы потом было легко составлять предложения.
При подготовке урока использовалась литература: